Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Забайкальском крае
Аппарат бизнес-омбудсмена направил предложения по мерам поддержки в краевой Минэконом
По мнению забайкальских предпринимателей, предлагаемые меры поддержки недостаточны и расходятся с потребностями бизнеса. В связи с этим аппарат Уполномоченного подготовил ряд предложений как федерального, так и регионального уровня.
Федеральный уровень:
- предоставить отсрочку по уплате всех видов налогов для пострадавших предприятий сроком на 12 месяцев,
- освободить от уплаты арендных платежей по государственному имуществу,
- предоставить отсрочку по всем административным штрафам, срок оплаты которых наступает в период ограничительных мероприятий, а также назначенных в указанный период,
- освободить индивидуальных предпринимателей без работников от уплаты страховых взносов на период, когда они не работали из-за болезни или ограничений, а также снизить их размер для тех, кто совмещает предпринимательскую деятельность с работой по найму,
- ввести правило оплаты коммунальных платежей по факту потребления (без аванса),
- расширить программу льготного кредитования ФОТ 3.0 по аналогии с ФОТ 2.0, которая работала в 2020-м году
Также, предлагаем ввести мораторий на изменение налогового законодательства сроком на шесть лет для обеспечения стабильности ведения предпринимательской деятельности.
Региональный уровень:
- разрешить работать в полном объеме предпринимателям, выполнившим требование о вакцинации 90 % сотрудников, при условии применения QR-кодов для посетителей;
- продлить на год срок всех непогашенных займов, кредитов или ссуд, выданных за счет бюджетных средств бизнесу пострадавших отраслей;
- освободить на период действия ограничений от оплаты аренды государственного имущества;
- предоставить субсидии на возмещение расходов на коммунальные услуги и арендную плату, понесённых в период ограничений,
- уменьшить налог на имущество организаций, а также установить на 2021 год пониженные ставки по УСН для пострадавших отраслей,
- распространить указанные меры на самозанятых.
Предложения по мерам поддержки аппарат бизнес-омбудсмена подготовил, опираясь на обращения предпринимателей, поступающих в аппарат, а также озвученных на совещании при губернаторе Забайкальского края Александре Осипове, в котором представитель аппарата также принял участие.
Мусорная реформа глазами бизнеса: не понять, но платить
Почему бизнес не заключает договоры на вывоз мусора с «Олерон+»? По инициативе Уполномоченного прошло совещание, главной темой которого стала ситуация, в которой оказался бизнес в ходе реализации мусорной реформы в регионе.
Нормативы накопления отходов некорректны
В рамках «Мусорной реформы», которая заработала в прошлом году, предприниматели должны были заключить договоры на вывоз мусора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами «Олерон+». Однако сделали это немногие. По словам бизнеса, причина тому - плата за вывоз мусора несоразмерна его объемам из-за некорректных нормативов накопления твердых коммунальных отходов, установленных Региональной службой по тарифам (РСТ).
Чтобы разобраться в сложившейся ситуации, бизнес-защитник Виктория Бессонова организовала совещание, участниками которого стали руководитель компании «Олерон+», представители министерства природных ресурсов, читинской межрайонной природоохранной прокуратуры, краевой прокуратуры. Представители РСТ, сославшись на занятость, на совещание не пришли.
Задолженность потребителей перед «Олерон+» более 360 миллионов, из них менее 10% приходится на бизнес
На встрече руководитель компании «Олерон+» Кирилл Лунев рассказал, что на сегодняшний день задолженность бизнеса перед компанией «Олерон+» составляет около 35 млн. рублей, со стороны бюджетных организаций – около 10 миллионов, со стороны населения эта сумма равна 320 миллионам.
При этом участники отметили, что причина, по которой предприниматель не спешит заключать договор с региональным оператором, очевидна – нормативы, и как итог, плата за услугу, несоразмерны реальным объемам ТКО. В качестве положительного примера была приведена Иркутская область, где плата значительно ниже забайкальской, т.к. рассчитывается корректным образом. Чтобы достичь этого и в нашем регионе нужно изменить нормативы накопления отходов, установленные Региональной службой по тарифам.
Как происходит заключение договоров бизнеса и «Олерон+» и почему нормативы некорректны
В прошлом году было решено, что договоры с бизнесом могут заключаться на условиях вывоза отходов «по факту накопления», который будет определяться путем предоставления организациям мешков для мусора. По словам руководителя «Олерон+», таким правом воспользовались 611 предпринимателей, однако, ни по одному из них не было заявок на вывоз мусора. В настоящее время данный вариант заключения договора исключается, он не соответствует санитарно-гигиеническим и противопожарным нормам, в структуру тарифа не включаются затраты на предоставление пакетов для мусора. На сегодняшний день, чтобы заключить договор «по факту» у предпринимателя должен быть свой контейнер, а периодичность вывоза мусора в этом случае регулируется в договорном порядке. Однако не у всех предпринимателей есть необходимость и возможность устанавливать контейнеры, это зависит от вида деятельности, места расположения, иных обстоятельств. В таких случаях договор заключается на условиях, когда плата за вывоз мусора рассчитывается исходя из тарифа и норматива накопления отходов.
- «Нормативы накопления отходов были установлены Региональной службой по тарифам в 2019-м году, и уже тогда не отражали реальной картины, - отмечает бизнес-защитник Виктория Бессонова, - Как выяснилось позже, замеры проведены в отсутствии необходимого оборудования, не на всех территориях и для минимального количества категорий объектов, без учета особенностей размещения и объемов оборота. Например, в Иркутской области нормативы установлены для 26 категорий с учетом территориального принципа, в Забайкальском крае – только для 13 и без такового».
Для изменения утвержденных нормативов необходимы корректные данные по замерам. Однако, участники заседания, проанализировав информацию, представленную РСТ к данному заседанию, пришли к выводу, что проведенная работа по замерам оставляет желать лучшего. Позволят ли полученные данные утвердить РСТ новые нормативы, отвечающие действительности?
Предприниматели должны платить за то, чего нет
Приведем пример ситуации, в которой оказалась владелица сети ювелирных магазинов. Фактический объем отходов с одной торговой точки составляет не более 0,5 м3. При этом, объем, за который предпринимателя обязуют платить в среднем составляет более 5 м3. Навязываемый нормативами объем ТКО в десять раз превышает реальный - предпринимателя заставляют платить за вывоз несуществующих отходов.
Это происходит, потому что рассчитанные для торговых предприятий нормативы совершенно не учитывают ни особенности направления бизнеса (продовольственные, непродовольственные товары, объемные, пожароопасные товары и другие), ни количество человек, занятых в торговом процессе, ни организацию товарооборота. Таким образом, плата за услугу для крупной продуктовой сети и, например, ювелирного магазина, не имеющего административных и складских помещений, одинакова, несмотря на то, что объем производимых отходов, очевидно, отличается в разы.
Приведем еще один пример и для сравнения возьмем Иркутскую область. Для промышленного магазина площадью 50 кв.м. у них установлен норматив в 1,5 м3, при тарифе в 480 рублей плата за месяц для предпринимателя составит 720 рублей. Для аналогичного магазина в нашем регионе установлен норматив в 8,55 м3. При тарифе в 546 рублей плата для него составит 4 тысячи 672 рубля в месяц.
В отличие от Забайкалья в Иркутской области для расчета нормативов утвержден годовой объем мусора, присутствует разделение предпринимателей по сферам деятельности, объемам оборота и другим аспектам, которые в нашем регионе не взяты в расчет.
Прокуратура на стороне бизнеса
Позицию бизнеса и Уполномоченного поддержали и представители Прокуратуры, с их стороны готовится иск в суд для того, чтобы обжаловать Приказ РСТ «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Забайкальского края».
Что не так с территориальной схемой обращения с ТКО
Кроме нормативов, изменений требует и территориальная схема обращения с ТКО, так как она не соответствует действительности. По словам регионального оператора, в нее включены объекты, на которых он услуги не оказывает, потому что к ним нет доступа - нет дороги и невозможно проехать, чтобы забрать мусор. Однако есть такие территории, где услуги оказываются, но в схему не включены. Свои предложения по изменению схемы «Олерон+» направил в Министерство природных ресурсов, замечания будут рассмотрены до 25 марта.
Итог
Участники совещания пришли к выводу о том, что плата за мусор в крае так и не стала справедливой, перспектив к тому, что она станет таковой в ближайшее время нет, но при этом нет и основания для освобождения кого-либо из участников данного процесса от ответственности за невыполнение своих обязанностей – заключить договор, вывезти мусор, оплатить оказанную услугу. А что же с некорректными нормативами, некачественными замерами – в этом случае ответственности никто не несет. Пока о таких случаях не известно.
Виктория Бессонова: ребус кредита под 2% разгадывают многие, а заплатит доверчивый предприниматель
«Бизнесу было сказано – для выплаты кредита по льготной ставке, нужно сохранить численность сотрудников на уровне июня 2020-года, по факту оказалось - за апрель. Условия программы должны быть пересмотрены, иначе бизнес окажется обманутым», - бизнес-защитник о ситуации с кредитом под 2%.
В аппарат Уполномоченного стали поступать обращения от получателей кредита под 2% о том, что банки обязуют их выплачивать займы по стандартной ставке – порядка 15%. Причина тому - нарушение главного условия льготного кредитования о сохранении численности штата, при том, что на самом деле они его выполнили.
Согласно Правилам программы «Господдержка 2%», чтобы выплачивать кредит по льготной ставке, организации должны были до окончания базового периода сохранить количество работников в штате таким же, как по состоянию на 1 июня 2020-года (Постановление Правительства РФ от 16.05.2020 № 696).
Позже возник вопрос, каким образом будет осуществляться методика расчета численности. Предприниматели многократно попросили дать разъяснения. И только в конце ноября Правительство издало Постановление, утверждающее изменение Правил и устанавливающее порядок определения численности, который, однако, только усугубил положение (Постановление Правительства РФ от 30.11.2020 № 1976).
Согласно документу, при проверке сведений о количестве сотрудников на 1 июня банки должны использовать данные отчета СЗВ-М на сервисе ФНС, который обновляется с отставанием, фактически отражает сведения за апрель-май и не учитывает данные о кадровых движениях - приемах и увольнениях. Соответственно, если 1 мая в фирме было 8 сотрудников, а 2 мая один уволился, то в сервисе это не отобразится и на 1 июня, по-прежнему, содержится информация о 8 сотрудниках, хотя реальная численность уже меньше.
- «Предприниматели, оформляя кредиты, ориентировались на реальную, фактическую численность работников на 1 июня. Так было закреплено в документах, такие консультации они получали при оформлении кредита. Если бы они изначально знали, что численность штата будет сравниваться с данными отчетности за апрель-май, то не подавали бы заявку на этот кредит, поскольку для многих его условия заведомо невыполнимы. Условия программы кредитования должны быть пересмотрены, причем «обратным числом». Предприниматели – не экстрасенсы, чтоб предвидеть такие вещи», - говорит бизнес-защитник.
Напомним, программа «Господдержка 2%» заработала в июне 2020-го года, в Забайкалье ею успели воспользоваться больше 1200 предпринимателей. В настоящее время Уполномоченный, получив ряд обращений предпринимателей, а также Сбербанка по данной проблеме, обратилась в адрес Центрального банка и Министерства экономического развития Российской Федерации.
Закон о расширении налоговой льготы для арендодателей приняли депутаты Заксобрания
Теперь на получение льготы могут претендовать предприниматели, у которых вид деятельности «Аренда» является не только основным, но и дополнительным, а также период применения льготы продлен до 31 декабря. Данные изменения в законопроект предложила внести бизнес-защитник Виктория Бессонова.
29 декабря депутаты Законодательного собрания приняли законопроект о внесении изменений в Закон Забайкальского края «о налоге на имущество организаций», в котором нашли отражение предложения бизнес-защитника.
Напомним, Виктория Бессонова предложила распространить получение льготы на предпринимателей, у которых ОКВЭД 68.2 «Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом», обозначенный в действующем законе, является не только основным, но и дополнительным, а также продлить период применения льготы до 31 декабря 2020 года.
- «Когда началась пандемия, широко транслировался призыв для предпринимателей о том, что если вы поможете маленькому бизнесу, который арендует у вас помещения, то власти примут решение о снижении налога. Однако потом в мой адрес стали поступать обращения о том, что действующий закон существенно ограничивает круг получателей льготы – на нее могут претендовать только те предприниматели, у которых обозначенный в законе ОКВЭД является основным, кроме этого проект содержал более ограниченный период для получения льготы», - рассказывает Виктория Бессонова.
В связи с этим Уполномоченный обратилась в адрес губернатора Забайкальского края и депутатов Заксобрания с просьбой расширить условия получения льготы и дать возможность получить ее тем, кто действительно протянул руку помощи в сложный период, после чего бизнес-защитником совместно с Министерством экономического развития был разработан законопроект о внесении изменений.
Закон позволит предоставить поддержку предпринимателям, имеющим в собственности административно-деловые, торговые центры и нежилые помещения, используемые для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания, снизившим арендную плату своим арендаторам в период действия в регионе режима повышенной готовности.
Кадастровая стоимость, кредит под 2%, маркировка товаров: бизнес-защитник провела заседание Общественного совета
Оспаривание кадастровой стоимости объектов недвижимости, маркировка товаров, проблемы, возникшие у получателей кредита под 2%. Эти и другие вопросы были рассмотрены на заседании Общественного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей.
Мероприятие прошло в онлайн-формате. В заседании приняли участие предприниматели – члены Общественного совета, представители Департамента госимущества, ЗабГеоИнформЦентра и банковского сектора.
Оспорить кадастровую стоимость можно в ЗабГеоИнформЦентре
Выступая на встрече, Виктория Бессонова отметила то, что работа по информированности бизнеса в период, когда проходила государственная кадастровая оценка объектов недвижимости, не проводилась, внимание к этому процессу ни предпринимателей, ни граждан не привлекалось, а доводы о том, что информация размещалась на сайте являются неубедительными и лишь подтверждают отсутствие качественной информационной кампании.
- «Массовых волнений в связи с утвержденной кадастровой стоимостью можно было избежать, если бы было выстроено взаимодействие с налогоплательщиками. Однако этого не случилось, теперь приходится работать с тем, что уже утверждено, искать способы решения возникших проблем и жалоб. Аппаратом Уполномоченного готовится специальный доклад губернатору по данной теме, где будет представлена текущая ситуация и предложения по ее разрешению», - рассказывает бизнес-защитник.
Сейчас работа с заявлениями по кадастровой оценке ведется ЗабГеоИнформЦентром. По словам руководителя учреждения Баира Жамбалова, все, кто не согласен с утвержденной кадастровой стоимостью объектов, могут обращаться напрямую в ЗабГеоИнформЦентр. Это не требует дополнительных финансовых затрат, с каждым, кто обратится, готовы работать индивидуально, уже есть ряд положительных примеров.
Банки идут навстречу получателям кредита под 2 %
Еще один вопрос, который был рассмотрен на заседании – проблемы предпринимателей, взявших кредит под 2%. Представители банков также отметили готовность прорабатывать ситуации, создающие трудности для ведения бизнеса. Уполномоченный рассказала о примерах взаимодействия с банками и поисках вариантов помощи заявителям, подчеркнув, что данные вопросы находятся на контроле аппарата Уполномоченного при Президенте.
Самозанятым нельзя изготавливать продукцию, подлежащую маркировке
Во время обсуждения темы маркировки товаров, Уполномоченный рассказала, что в каждом регионе создан оперативный штаб для решения вопросов в обозначенной сфере при Минэкономразвития. Всем участникам хозяйственного оборота стоит иметь в виду, что плательщикам налога на профессиональный доход нельзя изготавливать продукцию, подлежащую маркировке (предметы легкой промышленности, обувь и т.д.).
Минпромторг направит письма для принятия законов по НТО
На всероссийской конференции Уполномоченных статс-секретарь – заместитель Министра промышленности и торговли России поддержал предложение Бориса Титова о регулировании вопросов нестационарной торговли региональными законами, сообщив, что направит письма в субъекты РФ с данными рекомендациями. Напомним, в нашем регионе данного закона нет, несмотря на неоднократные предложения бизнес-омбудсмена по его принятию.